Ассоциация « Украинский Кредитно - Банковский Союз » призывает Президента и Премьер - министра Украины вмешаться в ситуацию на рынке продажи проблемных банковских активов и помочь неотложном устранению искусственных препятствий , которые блокируют активизацию финансово - кредитной и инвестиционной поддержки национальной экономики.
В УКБС отмечают , что по ряду экономических и организационных причин банки и другие кредиторы вынуждены продавать портфели проблемных долгов , что создает предпосылки для возникновения в Украине рынка проблемных долгов. Среди причин, побуждающих банки продавать проблемные кредиты : повышение ликвидности вследствие получения денежных средств от покупателя кредитного портфеля ; улучшения финансовой отчетности и уровня доходности , повышение кредитного рейтинга из-за уменьшения уровня проблемных активов и резервов в балансе банка ; высвобождение существенной части персонала , организационных и других ресурсов , которые отвлекаются на работу по взысканию долгов.
Создание необходимых условий для снижения доли проблемных активов в общем портфеле активов банков был признан одним из приоритетов Программы экономических реформ на 2010-2014 , побудило активное очищение балансов банков от «токсичных » активов и позволило в 2011-2012 уменьшить объем проблемной задолженности в кредитных портфелях банков более чем 12 млрд. грн. (с 84,9 млрд. грн. на 01.01.2011 до 72,5 млрд.грн . на 01.01.2013 ).
Сегодня функционирование и развитие рынка продажи проблемных долгов и использования этого эффективного способа регулирования объема проблемного кредитного портфеля фактически заблокирована из-за отсутствия устойчивой правоприменительной практики со стороны органов государственной власти . В частности , противоречивую позицию органов налоговой службы, несмотря на нормы действующего законодательства и свои предыдущие решения , с 2012 г. начали практиковать признании заключенных банками сделок по уступке права требования ( цессии ) ничтожными. При том , что квалификация сделок как ничтожных или недействительных , является прерогативой исключительно суда (ст. 215 Гражданского кодекса Украины ).
В УКБС отмечают , что текущая практика налоговых органов не соответствует действующему законодательству и создает значительные риски для деятельности банковского сектора и экономической стабильности в Украине . Поскольку нивелирует положительные тенденции на денежно - кредитном рынке (рост ресурсной базы банков , снижение стоимости кредитных ресурсов , активизация кредитной деятельности банков с реальным сектором ) , и приводит к ухудшению качества кредитного портфеля банков и снижение международных кредитных рейтингов Украины (в сентябре т.г. агентство Moody's понизило рейтинг государственных облигаций Украины до уровня « Caa1 » с « B3 » с возможностью последующего просмотра в сторону понижения ввиду, в частности , низкой ликвидности украинской банковской системы).
«С начала т.г. объем просроченной задолженности по кредитам вырос почти на 3 млрд. грн . и на 01.09.2013 по данным НБУ составлял 75,3 млрд. грн . или 8,9 % кредитного портфеля банковской системы . По другим оценкам , этот показатель достигает 30-40 % кредитного портфеля , - отмечает Генеральный директор Ассоциации « Украинский Кредитно - Банковский Союз " Галина Олифер . - Отсутствие возможности для кредиторов и инвесторов продавать и приобретать права на проблемные активы прозрачно , с гарантией их законных прав , приводит к ухудшению уровня ликвидности банковской системы . Из-за ограничения способов очистки балансов от «токсичных » активов , банки фактически превращаются в коллекторские компании , сокращая численность департаментов кредитования и увеличивая штат департаментов по взысканию проблемных долгов».
В УКБС отмечают , что емкость рынка проблемной задолженности достигает нескольких десятков миллиардов гривен и может стать катализатором развития институтов украинского фондового рынка, а также улучшение международных рейтингов Украины . Учитывая , что сроки выдачи кредитов (особенно ипотечных ) измеряются годами ( или даже десятками лет ) , проблемная задолженность банков может обеспечивать стабильный приток инвестиций в украинский фондовый рынок и финансовую поддержку его институтов на протяжении долгих лет , а затем - предпосылки для его диверсификации и устойчивого развития.
Международный опыт показывает , что развитые страны , понимая угрозу накопления проблемных долгов в банковской системе , принимают меры для решения проблемы, в частности , путем создания санационных банков для выкупа «токсичных » активов и недопущение системных кризисов.
Необходимость создания условий для очистки баланса банков от плохих активов , в т.ч. путем их продажи , разделяет , в том числе и Правительство Украины, в 2011 г. принял решение о создании санационного банка для профессиональной работы по возврату средств банкам государственного сектора по ранее выданным кредитам и другим обязательствам .
Зато текущая противоречивая практика налоговых органов сдерживает привлечение средств инвесторов в проблемные банковские активы , нивелирует многолетние совместные усилия НБУ и Всемирного банка по созданию в Украине действующего рынка проблемной задолженности , а также ухудшает инвестиционный климат в стране . Наиболее объективным индикатором неудовлетворительного состояния дел с отечественным бизнес - климатом стало уменьшение объемов прямых иностранных инвестиций , прирост которых в Украину в виде акционерного капитала в январе - сентябре 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. уменьшился на 29,4 % и составил 2,6 млрд. долл. . В третьем кв. 2012 инвестиции увеличились лишь на 247,1 млн. дол. , Что в 5 раз меньше , чем за то же время 2011 г. ( 1,26 млрд. долл.).
УКБС отмечает о необходимости безотлагательного пересмотра текущей позиции Миндоходив по вопросу продажи долгов и прекращение ими текущей практики переквалификации и признание ничтожными договоров . В пользу этого свидетельствует позиция других государственных органов и судебная практика.
В частности , профильный налоговый Комитет ВРУ еще в мае т.г. обратился к Миндоходив о нецелесообразности неправомерного создания дополнительных финансовых проблем банков , в связи с проведением Правительством мер на повышение способности банковского сектора обеспечивать рост экономики страны . Общественный совет при Миндоходив , проработав проблематику в экспертном кругу , также выступила в поддержку бизнеса и обратилась к руководству министерства по согласованию позиции налоговиков требованиям законодательства . Судебная практика , сложившаяся по этому вопросу , тоже подтверждает правомерность заключения банками договоров уступки права требования (решение ВАСУ от 07.08.2013 по делу № К/800/34394/13 , от 28.08.2013 № К/800/36821/13 и др. ).
Для пошуку виробників і дистриб'юторів, експортерів і імпортерів товарів і послуг в Україні і за кордоном - скористайтеся базою даних компаній "КОМПАСС Україна": Безкоштовна версія www.demo.kompass.ua