УКБС напоминает, что речь идет о письме Нацкомфинуслуг № 3772/16-12 к физическому лицу, в котором разъяснялось содержание финансовой услуге факторинга. В частности, отмечалось, что такая услуга заключается в финансировании клиентов, получении платы за пользование денежными средствами и приобретении уступленного права денежного требования к должникам, которые являются субъектами хозяйствования. Вместе с тем, отмечалось, что заключение небанковским финансовым учреждением (фактором) уступленного права требования к должникам - физическим лицам, является нарушением требований пп. 2 п. 1 распоряжения комиссии № 231 от 03.04.2009.
Такая позиция Нацкомфинуслуг вызвала беспокойство участников рынка продажи проблемных долгов, учитывая несоответствие Закона Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг». Согласно ст. ст. 1, 4 настоящего Закона факторинг относится к финансовым операциям. Есть операций с финансовыми активами, осуществляемые в интересах третьих лиц за собственный счет или за счет этих лиц, а в случаях, предусмотренных законодательством, - и за счет привлеченных от других лиц финансовых активов, с целью получения прибыли или сохранения реальной стоимости финансовых активов.
При этом, действующее законодательство, в частности Гражданский кодекс Украины, не содержит никаких ограничений как по субъектному составу, так и по права на определение цены уступленного требования на определенном уровне. Договор уступки права требования, как общая договорная конструкция, является основанием для возникновения правоотношений, участниками которых являются любые физические или юридические лица.
В частности, согласно ст. 1079 Гражданского кодекса Украины, клиентом в договоре факторинга может быть физическое или юридическое лицо, являющееся субъектом предпринимательской деятельности, а фактором - банк или другое финансовое учреждение, которое в соответствии с законом имеет право осуществлять факторинговые операции. Других ограничений относительно субъектного состава указанных договоров ГК не содержит.
Представители УКБС также обратили внимание Нацкомфинуслуг, что позиция, изложенная в вышеупомянутом письме, создает лишние юридические и налоговые риски для участников рынка купли-продажи плохих долгов. Поскольку содержит фрагментарное толкования норм действующего законодательства и конфликтует с позицией другого регулятора рынка - Национального банка, который поддерживает позицию банковского сообщества относительно законности заключения банками договоров переуступки права требования, в том числе с дисконтом в пользу каких-либо третьих лиц. Это подтверждают и выводы Верховной Рады, специалистов юридических и аудиторских компаний, в т.ч. международной компании «Эрнст энд Янг».
По итогам встречи отмечено о важности ограничения недобросовестных должников в попытках изобрести новые мошеннические схемы для невозврата своих долгов.
«Ранее УКБС внес на рассмотрение ВР и Миндоходив предложения в отношении четкого разграничения в законодательстве понятий переуступки права требования и факторинга, во избежание их двусмысленного толкования и минимизации связанных с этим юридических и налоговых рисков, - отмечает Генеральный директор Ассоциации« Украинский Кредитно-Банковский Союз »Галина Олифер. - Ведь участники рынка заинтересованы в четком законодательном регулировании существующих отношений по продаже проблемных активов, которое бы позволяло рынка функционировать прозрачно, гарантировало защиту прав и законных интересов его участников. А также было бы эффективным с налоговой точки зрения и позволяло эффективно наращивать инвестиционные ресурсы экономики. Емкость рынка проблемной задолженности в 76,04 млрд. грн. (По данным НБУ на 01.07.2013) весьма привлекательным инвестиционным активом и может стать катализатором развития институтов финансового рынка ».
Для пошуку виробників і дистриб'юторів, експортерів і імпортерів товарів і послуг в Україні і за кордоном - скористайтеся базою даних компаній "КОМПАСС Україна": Безкоштовна версія www.demo.kompass.ua