Получение второго транша ожидается в декабре 2010 г. Дальнейший процесс выделения средств будет зависеть от выполнения украинским правительством требований МВФ, к которым относятся увеличение пенсионного возраста, реформирования энергетической сферы и коммунального хозяйства, сокращение дефицита бюджета до 3,5% ВВП к концу 2011 г. и до 2,5% - к 2012 г., рекапитализация банков до конца 2010 г., а также разработка надежной кредитно-денежной политики Национальным банком Украины. Новый кредит от МВФ существенно увеличит государственный и гарантированный государством долг Украины, который на 30 июня с.г. составил 43 млрд. долл.
Комментарий «Сначала Люди»: Отдавать деньги всегда труднее, чем брать их взаймы. Немногие станут отрицать, что кредиты необходимы. Вопрос в том, что делать с этой непрерывно растущей горой кредитов в будущем. Национальный долг составляет 43 млрд. долл. или больше, если учитывать проценты. Это приблизительно 3500 долл. на семью. Приемлемо по международным стандартам. Но в Украине, где средний месячный доход на семью составляет 300(1) долл., эта цифра высока и должна вызывать беспокойство.
Украина имеет один из самых низких показателей ВВП на душу населения среди стран Восточной Европы, который лишь немного превышает 2450(2) долл. (только 13(2)% от ВВП соседней Словакии). Государственное финансирование имеет только один источник – налогообложение. Каждый месяц с заработных плат и бизнеса изымаются налоги. Если в государственном бюджете недостаточно денег на погашение кредитов, правительству остается договариваться об отсрочке, от чего все кредиты для Украины лишь подорожают, не платить заработную плату государственным служащим, или повысить налоги.
У правительства есть альтернативное решение – создать среду, в которой компании, в частности малый и средний бизнес, смогут процветать. В Европейском Союзе около 67.4%(3) рабочей силы задействовано в сфере малого и среднего бизнеса, и они обеспечивают странам 57.7%(3) ВВП. В Украине же этот показатель составляет 25%(4) населения, которые приносят жалкие 7%(5) ВВП, в то время как практически 85%(6)налоговых инспекторов в стране занимаются именно малым и средним бизнесом. Баланс в корне неправильный. Парламент должен больше руководствоваться национальными приоритетами, а не корыстными интересами нескольких влиятельных лиц.
Партия Регионов форсирует отмену политической реформы.
Представители Партии регионов настаивают на необходимости отмены политической реформы 2004 года, в результате чего Украина сможет вернуться к президентско-парламентской форме правления. Для этого в Конституционный суд Украины было направлено представление 252 депутатов Верховной Рады на предмет соответствия Конституции изменений в полномочиях Президента и Парламента. Судьей-докладчиком по указанному делу определен С. Вдовиченко, ранее работавший судьей в Донецкой области. Это дает основания предположить о возможном вынесении выг
дного для президента В.Януковича решения.
В случае признания Конституционным судом несоответствия политической реформы 2004 года Конституции Украины, Партия регионов сможет вернуть В.Януковичу широкие полномочия либо через закрепление их в Парламенте, собрав 300 голосов, либо через всеукраинский референдум. Сейчас более приемлемой формой для Партии регионов является проведение референдума для изменения Конституции Украины.
Комментарий «Сначала Люди»: Чтобы вносить какие-либо изменения в Конституцию Украины или действующие процедуры, правительство должно иметь поддержку народа. Это – основа демократического процесса. А чтобы получить эту самую поддержку, вопрос необходимо было выносить на рассмотрение народа на прошлых парламентских и президентских выборах, дабы предоставить людям возможность решить, хотят они этих изменений или нет. Судья Вдовиченко, не взирая на его высокий ранг, не уполномочен решать этот вопрос без формального ободрения народа.
Политики – это избранные представители народа, и как представители, они тоже не уполномочены принимать такие масштабные решения без поддержки электората. Без явной поддержки со стороны народа Партия Регионов как предствители народа превысят свои полномочия, а любые такие изменения будут морально несостоятельны.
Президент подписал закон о местных выборах.
В. Янукович подписал закон Украины о местных выборах, который предусматривает возвращение к мажоритарно-пропорциональной системе. Таким образом, местные выборы состоятся 31 октября с.г., а избирательная кампания официально стартует за 50 дней до их начала. Согласно закону, право выдвижения кандидатов в депутаты местных советов будет реализовываться через местные организации политических партий, что делает невозможным для беспартийных граждан избрание в местные органы власти.
Законом предусмотрено, что своих кандидатов могут выдвигать только партии, зарегистрированные не позднее, чем за год до выборов. Такая норма не позволит новой волне харизматических политиков и их политических сил, к которым можно отнести «Сильную Украину» С.Тигипко, «Фронт перемен» А.Яценюка, «Гражданскую позицию» А.Гриценко и других, принять участие в местных выборах. Для указанных политиков единственным шансом получить власть на местных уровнях станет объединение со старыми партийными игроками. Изменяя избирательные правила игры на местных уровнях накануне самих выборов, Партия регионов стремится избавиться от политических конкурентов нового поколения, которые приобретают все больше симпатий среди украинского населения.
Комментарий «Сначала Люди»: Эти изменения в системе местных выборов совсем не способствуют росту доверия к текущей администрации. Такого можно ожидать от какой-нибудь банановой республики с лидером-диктатором, захватившим всю власть без остатка. В свободной демократической стране любой должен иметь право баллотироваться на выборах, и людям решать, кого они видят своими представителями. Выбор кандидатов не входит в сферу полномочий властьимущих. Украинская демократия сделала большой шаг назад. Однако очень может быть, что властьимущие недооценили народ Украины, который склонен поддерживать побежденную сторону. Господа Тигипко, Яценюк и Гриценко получили важнейший стимул. Они вместе с другими обладателями прогрессивного мышления прейдут к власти. Вероятно, не в этот раз. Но когда все-таки прейдут, положение измениться.
Украинское правительство ускоряет реформу энергетической сферы.
Кабинет министров Украины вместе с руководством "Нефтегаза" проводит процесс оценки активов государственной нефтегазовой компании, после завершения которого следует ожидать создания совместного предприятия "Газпрома" и "Нефтегаза". Российским вкладом в СП, по словам председателя правления "Газпрома" А.Миллера, вероятно станет месторождение с запасами 1 трлн. куб. м. газа. В то же время, вступление Украины в Европейское энергетическое сообщество и адаптация своего законодательства к нормам ЕС может исключить объединение российского украинского нефтегазовых монополистов. Во время июльского визита в Киев Европейский комиссар по вопросам энергетики сообщил премьер-министру Н.Азарову, что Украина через полгода станет членом Европейского энергетического сообщества.
Еще одним шагом украинских властей по реформированию энергетического сектора выступает предложение Москве и Брюсселю относительно создания газотранспортного консорциума Украина-Россия-ЕС. Для этого украинское правительство стремится получить от России гарантии прокачки через Украину не менее 150 млрд. куб. м. газа ежегодно в течение ближайших 10 лет, а ЕС должен предоставить гарантию закупок указанных объемов газа. Эти требования значительно уменьшают шансы на создание газотранспортного консорциума, что не будет способствовать ди
намическому развитию энергетической сферы Украины.
Комментарий «Сначала Люди»: «Газпром» является одной из крупнейших энергетических компаний в мире, тогда как «Нафтогаз» часто изображают на грани банкротства. Неужели мы серьезно полагаем, что Голиаф приглашал бы Давида на чай? «Нафтогаз» не должен обанкротиться. Годами одно правительство за другим неправильно управляло компанией, обращаясь с ней как с дойной коровой. «Нафтогаз» не смогла инвестировать ни в развитие национальной трубопроводной сети Украины, ни в разработку богатых газовых месторождений в Украине, поставив страну положение, когда она, возможно, будет вынуждена передать контроль над важнейшими активами, просто чтобы удержать систему от падения. Украина должна быть чистым экспортером газа. Однако в сфере разработки прибрежных активов Черного моря, угольнопластовых метановых активов Донбасса или залежей сланцевого газа западной Украины не сделали, практически, ничего. Западные энергетические компании, обладающие технологиями для развития этих активов, перебирают пальцами в ожидании того, когда все-таки бюрократический аппарат предоставит им возможность продвинуться. Скорейшее развитие этих активов пошло бы на пользу национальным интересам. Но недостаток прозрачности и подотчетности в правительстве с первых лет независимости создает условия, при которых, практически, невозможно увидеть, что на самом деле происходит.
Маловероятно, что слияние «Нафтогаза» и «Газпрома» приведет к широкому развитию, поскольку это противоречит долгосрочным интересам «Газпрома». Более того, на данный момент Европейский Союз, смотря с опаской на свою зависимость от России, активно инвестирует в сжиженный природный газ. Поэтому поток российского газа в Европейский Союз скорее пойдет на спад, чем возрастет. Мы считаем, что «Нафтогаз» является одним из самых ярких примеров того, почему в каждом аспекте управления в Украине необходимо реализовать новые стандарты демократической подотчетности и прозрачности.