"Укртранснафта" потребовала от "Казтрансойла" дополнительных гарантий – украинская компания настаивала на соглашении, где были бы указаны объемы транспортировки нефти и штрафы за невыполнение обязательств (принцип pump or pay), рассказал председатель правления "Укртранснафты" Александр Лазорко. По его словам, на таких условиях стороны работали до 2009 года. В договоре, подписанном в декабре 2008 года, этот принцип не был предусмотрен, в результате компания снизила прокачку с 7,8 млн т до 5,3 млн т. Лазорко подчеркивает, что принцип pump or pay заложен в межправительственном соглашении о транзите нефти между Украиной и Казахстаном, действующем с 2004 года. "Мы предложили 'Казтрансойлу' провести переговоры в Киеве и обсудить эту проблему, но нам ответили, что из-за крайне напряженного графика работы визит руководства компании в Киев невозможен",– сообщил Лазорко.
Причиной столь жесткой позиции "Укртранснафты" стало то, что вслед за "Казтрансойлом" от утверждения графиков прокачки и штрафов за их нарушение захотел отказаться крупнейший транзитер – российская "Транснефть", утверждает источник в Минтопэнерго. Эту информацию на правах анонимности подтвердили и в "Транснефти". "Казахстан качает меньше России и имеет льготные условия. Конечно, нас это не устраивает, и мы уведомили украинскую сторону о желании пересмотреть наш контракт",– заявил собеседник. Всего в прошлом году через территорию Украины было транспортировано 38,5 млн т нефти (из них 9,4 млн т были поставлены украинским НПЗ), что на 5,9% меньше, чем в 2008 году. Российской нефти было транспортировано 30,3 млн т, казахской – 5,3 млн т, украинской – 2,9 млн т.
В этой ситуации Украина очень рискует, уверены эксперты, по мнению которых "Укртранснафта" может потерять объемы транспортировки казахской нефти. "В связи с мировым экономическим кризисом спрос на нефть на европейском рынке упал. Поэтому 'Транснефть' требует введения гибкого графика прокачки сырья и везде находит понимание,– говорит Максим Шеин из ИК 'Брокеркредитсервис'.– Думаю, Украина тоже будет вынуждена пойти на уступки. В противном случае нефть будет направлена через Белоруссию либо Новороссийск, и от этого пострадает не только 'Укртранснафта', но и украинские порты". Директор консалтинговой компании "A-95" Сергей Куюн оценивает потери в случае, если казахская нефть будет перенаправлена через Белоруссию, в $80-100 млн в год.