По результатам обсуждения новаций проекта Закона « О внесении изменений в Закон Украины « О рекламе » (№ 2491 от 03.07.2013 ) Общественный совет решил поставить перед Антимонопольным комитетом Украины вопрос об обращении в Верховную Раду по его отклонения как такового , что будет иметь негативное влияние на конкуренцию на финансовом рынке .
Указанный законопроект устанавливает широкий перечень обязательных требований к содержанию рекламы услуг , связанных с предоставлением займов , которая размещается финансовыми учреждениями . В частности , обязывает указывать в рекламе информацию о всех условий, определяющих фактическую стоимость займа и влияют на ее стоимость . Такая новация , по мнению УКБС , не только противоречит нормам действующего законодательства Украины , в частности Закона Украины « О защите экономической конкуренции» , о принципах равенства субъектов хозяйствования перед законом, но и нецелесообразно .
Эксперты УКБС объясняют , что законопроект фактически требует преподавать в рекламе большую часть текста договора кредитования , которую не сможет вместить ни рекламная площадь . Кроме того, введение дополнительных норм не является необходимым и целесообразным , поскольку вопрос ознакомления клиента об условиях потребительского кредитования и совокупной стоимости кредита уже урегулирован действующим законодательством. А именно , Законом «О защите прав потребителей » и Постановлением НБУ № 168 от 10.05.2007 , которые достаточны для получения потребителем полной информации об условиях кредитования ( в т.ч. тип , размер процентной ставки по кредиту , его совокупную стоимость и сумму отдельных платежей , стоимость сопутствующих услуг - регистрации , нотариального удостоверения , страхование , оценки и т.д. ).
Более того, новации законопроекта вообще невозможным рекламу услуг в сфере кредитования , поскольку на сегодня не существует определения « среднего» кредитного продукта ( т.н. « репрезентативного примера » ) . Каждый кредитный продукт является индивидуальным и зависит от личных потребностей , целей и финансовых возможностей потребителя , срока кредитования и т.д.
В УКБС считают , что законопроект предлагает декларативный характер защиты прав потребителей , поскольку вопрос о предоставлении потребителю полной информации об условиях кредитования уже урегулирован действующим законодательством. Вместе с тем для обеспечения взвешенного подхода украинского потребителя к выбору финансовых услуг , страхования его от неоправданных затрат и обманчивой рекламы , необходимо всесторонне повышать уровень финансовой осведомленности населения , начиная с соответствующих дисциплин школьной программы.
«Важным является и вопрос защиты участников рынка от недобросовестной конкуренции . Так, в 2012 г., по данным АМКУ , выявлены многочисленные факты введения потребителей в заблуждение субъектами хозяйствования , которые предоставляют займы физическим лицам . Такие субъекты неправомерно использовали аббревиатуру Б.А.Н.К. ( Более актуально чем кредит ) с добавлением обозначений известных банковских учреждений , пытаясь воспользоваться их деловой репутацией , - отмечает Генеральный директор Ассоциации « Украинский Кредитно - Банковский Союз " Галина Олифер . - Всего в 2012 г. органами АМКУ было прекращено 776 нарушений конкурентного законодательства , из них 418 в виде недобросовестной конкуренции , за что на правонарушителей наложены штрафы в общей сумме 22 млн. грн .» .
Для пошуку виробників і дистриб'юторів, експортерів і імпортерів товарів і послуг в Україні і за кордоном - скористайтеся базою даних компаній "КОМПАСС Україна": Безкоштовна версія www.demo.kompass.ua