Пошуковий портал КОМПАСС » Новини українських компаній » Маркетинг » 2013 » Березень » 18 » Влияние закона о трансфертном ценообразовании на представителей бизнеса-пресс-релиз "Делойт"

Розміщення новин компаній

Влияние закона о трансфертном ценообразовании на представителей бизнеса-пресс-релиз "Делойт"

Основная задача регулирования трансфертного ценообразования на мировом рынке ― установить контроль за уровнем цен при проведении операций между взаимосвязанными лицами с целью недопущения уклонения от уплаты налогов. C 2012 года к этой практике присоединилась Россия, а в ближайшее время таким путем пойдет и Украина. Ожидается, что новый закон о трансфертном ценообразовании вступит в силу в июле 2013 года или 1 января 2014 года.
Законопроект, который направлен в Верховную Раду, существенно отличается от своих европейских аналогов. Требования законопроекта значительно жестче, регулирование распространяется на более широкий спектр предприятий и операций, а размер предусмотренных штрафов существенно выше. Когда документ был впервые показан представителям бизнес-сообщества, многие компании, в том числе «Делойт», сформулировали ряд существенных замечаний к документу. Но текущая версия законопроекта не только не отображает эти предложения, но даже практически не изменилась по сравнению с той версией, которая выносилась на обсуждение.

Ниже мы остановимся лишь на некоторых, с нашей точки зрения ― наиболее проблемных, моментах законопроекта о трансфертном ценообразовании, включая их влияние на ведение бизнеса (в случае принятия документа), а также необходимые действия для компаний, направленные на избежание штрафов.

Административная часть (требования к отчетности и размер штрафов)
В случае принятия законопроекта крупные налогоплательщики должны будут предоставлять не только отчет о проведении контролируемых операций (то есть операций, по которым они должны обосновывать цену) и аналитические данные, подтверждающие обоснованность применения трансфертных цен, но еще и все первичные документы, связанные с проведением этих операций. А это ― тысячи, а иногда и миллионы страниц документов, обязательных для подачи в налоговые органы. При необходимости налоговые органы могли бы запрашивать эти документы в процессе проведения налоговой проверки. Но требование предоставлять их в обязательном порядке означает не только увеличение нагрузки на бизнес, но и рост бюрократического аппарата налоговых органов.

Мировая практика
В мировой практике регулирования трансфертного ценообразования налоговые органы требуют отчет о проведении контролируемых операций, а в некоторых странах ― документы, подтверждающие факт применения справедливой цены («защитный файл»).
Требование о подаче первичной документации уникально не только для Европы. Хотя украинскими налоговыми органами за основу был взят российский закон о трансфертном ценообразовании, мы видим, что в России подобного требования нет.

Последствия для бизнеса
Тщательный сбор, хранение и подача первичной документации ― все это существенно повышает административные расходы компаний. За непредставление первичных документов в отношении контролируемой сделки законопроект предусматривает применение штрафов в размере 5% от суммы операций, что является очень существенной суммой для компаний. В целом объемы предусматриваемых штрафов существенно превышают размеры существующих штрафов в большинстве стран мира.

Субъекты контроля
Помимо транснациональных операций, на Украине планируется контролировать проведение операций внутри страны. Регулированию также будут подлежать операции со всеми компаниями (включая не связанные между собой), расположенными в странах, где ставка налога на прибыль больше чем на 5% ниже, чем на Украине.

Мировая практика
В международной практике трансфертное ценообразование направлено исключительно на установление контроля за транснациональными операциями со связанными лицами. Именно это является залогом успешной борьбы с уклонением от уплаты налогов в отдельно взятой стране. В случае принятия законопроекта в нынешней редакции на Украине будет установлен значительно более жесткий контроль за трансфертным ценообразованием, чем в большинстве стран мира.

Последствия для бизнеса
В первую очередь принятие документа отразится на компаниях, которые сотрудничают с международными игроками, в том числе крупнейшими мировыми компаниями, чьи торговые представительства зачастую регистрируются и располагаются в Швейцарии. В частности, речь идет о ряде кантонов, где размер эффективной ставки налога может составлять менее 10%. Покупая товар у торговой компании в Швейцарии (не являющейся связанным лицом и зарегистрированной в таком кантоне), украинская компания может быть обязана доказывать справедливость применения использованной цены, что может оказаться невозможным на практике.

Форвардные контракты
При сравнении цены по форвардному контракту на какой-либо товар (например, зерно или металл) на дату его заключения с ценой на этот же товар в момент осуществления поставки украинская компания может оказаться обязанной доплатить налоги.

Мировая практика
В большинстве стран трансфертному регулированию подлежит цена, актуальная на момент заключения договора.
Последствия для бизнеса
Данное положение нивелирует саму суть форвардного контракта и может негативно сказаться на деятельности предприятий, работающих с форвардными контрактами, в особенности зернотрейдеров. Ведь при подписании форвардных контрактов за основу берется цена, существующая по подобным контрактам на рынке на дату подписания договора, а не на дату фактической поставки товара. На дату отгрузки цена может существенно отличаться, причем в любую сторону.

Разночтения
Наибольшие опасения вызывает пункт 18 в переходных положениях законопроекта, сформулированный недостаточно четко, что уже привело к множеству его разночтений. Самый пессимистичный и попросту опасный для компаний вариант трактовки данного положения состоит в том, что Кабинет министров Украины будет устанавливать индикативные цены на экспорт и импорт для большинства товарных групп. Кроме того, для целей трансфертного ценообразования можно будет использовать исключительно 5%-ный коридор (указан размер отклонения от установленных цен). Мы очень надеемся, что текст данного пункта будет уточнен, в противном случае это может привести к необходимости «ручного» регулирования цен.

Мировая практика
В целом существует практика государственного регулирования цен, но она не принята в странах с рыночной экономикой.
В то же время в международной практике может использоваться так называемый «льготный период», применяемый в странах, где правила трансфертного ценообразования только вступили в силу. Суть «льготного периода» заключается в том, что на первые год-два компаниям дают возможность приспособиться к новым правилам путем временного снижения требований. В частности, речь может идти об отмене штрафных санкций, расширении коридора рыночных цен, увеличении порога контролируемых операций и т. д.

Последствия для бизнеса
Принятие правил трансфертного ценообразования является еще одним шагом Украины на пути к принятию лучшей европейской практики. Данная мера лежит в сфере прямых интересов страны как в отношении внутренних операций, так и на мировой арене. Положительное влияние, полученное в результате, может сказаться и на бизнесе. В частности, речь может идти о создании конкурентной среды, введении понятных и прозрачных механизмов определения цен при проведении операций со связанными лицами и т. д.

При этом необходимо, чтобы принятый закон полностью был основан на рекомендациях ОЭСР и на лучших примерах международной практики. Изобретать велосипед вовсе не требуется: Украине нужно просто позаимствовать модель, которая уже успешно работает на протяжении десятилетий в развитых странах.

Крайне важно, чтобы у компаний была возможность приспособиться к новым правилам во время «льготного периода», поскольку вступление в силу законодательства в сфере трансфертного ценообразования даже в наиболее оптимистичной формулировке будет очень болезненным. Компаниям впервые придется делать производить следующие действия:
· проводить анализ и мониторинг операций, подлежащих регулированию;
· разработать методику анализа ценообразования, а также проводить сравнительный анализ рынка для целей документирования;
· подготавливать и предоставлять дополнительную отчетность в налоговые органы и многое другое.
Это, в свою очередь, приведет к существенному увеличению ресурсов и трудозатрат, необходимых для выполнения требований законодательства и подготовки отчетности.
Однако применение трансфертного регулирования в текущем виде может иметь катастрофические последствия для многих предприятий. Установление государственного регулирования цен может привести к абсолютной неконкурентоспособности украинского бизнеса на мировом рынке.
Виктория Чорновол, партнер, руководитель налогово-юридического департамента компании «Делойт» в Украине

Владимир Юмашев, директор налогово-юридического департамента компании «Делойт»
в Украине

Справка:
Название «Делойт» относится одной или более юридических лиц, входящих в сеть «Делойт Туш Томацу Лимитед», частной компании, ответственность участников которой ограничена предоставленными ими гарантиями, зарегистрированной в соответствии с законодательством Великобритании, причем каждая из таких юридических лиц является самостоятельным и независимым юридическим лицом. Подробное описание юридической структуры «Делойт Туш Томацу Лимитед» и юридических лиц, входящих в ее сеть, представлен на сайте. Детальная информация о деятельности «Делойт» в Украине на сайте. «Делойт» предоставляет услуги в области аудита, налогообложения, консалтинга, корпоративных финансов, управления рисками, управленческого и финансового консультирования и консультирования в сфере права государственным и частным компаниям, работающим в различных отраслях промышленности. «Делойт» - международная сеть компаний, которые используют свои обширные отраслевые знания и многолетний опыт практической работы в процессе предоставления услуг клиентам из любых сфер деятельности в более чем 150 странах мира. 200 тыс. специалистов компании «Делойт» по всему миру привержены идеям достижения совершенства в предоставлении профессиональных услуг своим клиентам.


Для пошуку виробників і дистриб'юторів, експортерів і імпортерів товарів і послуг в Україні і за кордоном - скористайтеся базою даних компаній "КОМПАСС Україна": Безкоштовна версія www.demo.kompass.ua
Служба новин компанії КОМПАСС Україна | Прочитано: 1272 |
Довідник підприємств України,
Європи, Америки, Азії та Африки!

Тільки достовірна інформація!
Бази даних підприємств України,
Європи, Америки, Азії та Африки!

Електронні та онлайн довідники!

Останні новини компаній по темі

Всі новини компаній ...
Сайт управляється системою uCoz