Законопроект, который направлен в Верховную Раду, существенно отличается от своих европейских аналогов. Требования законопроекта значительно жестче, регулирование распространяется на более широкий спектр предприятий и операций, а размер предусмотренных штрафов существенно выше. Когда документ был впервые показан представителям бизнес-сообщества, многие компании, в том числе «Делойт», сформулировали ряд существенных замечаний к документу. Но текущая версия законопроекта не только не отображает эти предложения, но даже практически не изменилась по сравнению с той версией, которая выносилась на обсуждение.
Ниже мы остановимся лишь на некоторых, с нашей точки зрения ― наиболее проблемных, моментах законопроекта о трансфертном ценообразовании, включая их влияние на ведение бизнеса (в случае принятия документа), а также необходимые действия для компаний, направленные на избежание штрафов.
Административная часть (требования к отчетности и размер штрафов)
В случае принятия законопроекта крупные налогоплательщики должны будут предоставлять не только отчет о проведении контролируемых операций (то есть операций, по которым они должны обосновывать цену) и аналитические данные, подтверждающие обоснованность применения трансфертных цен, но еще и все первичные документы, связанные с проведением этих операций. А это ― тысячи, а иногда и миллионы страниц документов, обязательных для подачи в налоговые органы. При необходимости налоговые органы могли бы запрашивать эти документы в процессе проведения налоговой проверки. Но требование предоставлять их в обязательном порядке означает не только увеличение нагрузки на бизнес, но и рост бюрократического аппарата налоговых органов.
Мировая практика
В мировой практике регулирования трансфертного ценообразования налоговые органы требуют отчет о проведении контролируемых операций, а в некоторых странах ― документы, подтверждающие факт применения справедливой цены («защитный файл»).
Требование о подаче первичной документации уникально не только для Европы. Хотя украинскими налоговыми органами за основу был взят российский закон о трансфертном ценообразовании, мы видим, что в России подобного требования нет.
Последствия для бизнеса
Тщательный сбор, хранение и подача первичной документации ― все это существенно повышает административные расходы компаний. За непредставление первичных документов в отношении контролируемой сделки законопроект предусматривает применение штрафов в размере 5% от суммы операций, что является очень существенной суммой для компаний. В целом объемы предусматриваемых штрафов существенно превышают размеры существующих штрафов в большинстве стран мира.
Субъекты контроля
Помимо транснациональных операций, на Украине планируется контролировать проведение операций внутри страны. Регулированию также будут подлежать операции со всеми компаниями (включая не связанные между собой), расположенными в странах, где ставка налога на прибыль больше чем на 5% ниже, чем на Украине.
Мировая практика
В международной практике трансфертное ценообразование направлено исключительно на установление контроля за транснациональными операциями со связанными лицами. Именно это является залогом успешной борьбы с уклонением от уплаты налогов в отдельно взятой стране. В случае принятия законопроекта в нынешней редакции на Украине будет установлен значительно более жесткий контроль за трансфертным ценообразованием, чем в большинстве стран мира.
Последствия для бизнеса
В первую очередь принятие документа отразится на компаниях, которые сотрудничают с международными игроками, в том числе крупнейшими мировыми компаниями, чьи торговые представительства зачастую регистрируются и располагаются в Швейцарии. В частности, речь идет о ряде кантонов, где размер эффективной ставки налога может составлять менее 10%. Покупая товар у торговой компании в Швейцарии (не являющейся связанным лицом и зарегистрированной в таком кантоне), украинская компания может быть обязана доказывать справедливость применения использованной цены, что может оказаться невозможным на практике.
Форвардные контракты
При сравнении цены по форвардному контракту на какой-либо товар (например, зерно или металл) на дату его заключения с ценой на этот же товар в момент осуществления поставки украинская компания может оказаться обязанной доплатить налоги.
Мировая практика
В большинстве стран трансфертному регулированию подлежит цена, актуальная на момент заключения договора.
Последствия для бизнеса
Данное положение нивелирует саму суть форвардного контракта и может негативно сказаться на деятельности предприятий, работающих с форвардными контрактами, в особенности зернотрейдеров. Ведь при подписании форвардных контрактов за основу берется цена, существующая по подобным контрактам на рынке на дату подписания договора, а не на дату фактической поставки товара. На дату отгрузки цена может существенно отличаться, причем в любую сторону.
Разночтения
Наибольшие опасения вызывает пункт 18 в переходных положениях законопроекта, сформулированный недостаточно четко, что уже привело к множеству его разночтений. Самый пессимистичный и попросту опасный для компаний вариант трактовки данного положения состоит в том, что Кабинет министров Украины будет устанавливать индикативные цены на экспорт и импорт для большинства товарных групп. Кроме того, для целей трансфертного ценообразования можно будет использовать исключительно 5%-ный коридор (указан размер отклонения от установленных цен). Мы очень надеемся, что текст данного пункта будет уточнен, в противном случае это может привести к необходимости «ручного» регулирования цен.
Мировая практика
В целом существует практика государственного регулирования цен, но она не принята в странах с рыночной экономикой.
В то же время в международной практике может использоваться так называемый «льготный период», применяемый в странах, где правила трансфертного ценообразования только вступили в силу. Суть «льготного периода» заключается в том, что на первые год-два компаниям дают возможность приспособиться к новым правилам путем временного снижения требований. В частности, речь может идти об отмене штрафных санкций, расширении коридора рыночных цен, увеличении порога контролируемых операций и т. д.
Последствия для бизнеса
Принятие правил трансфертного ценообразования является еще одним шагом Украины на пути к принятию лучшей европейской практики. Данная мера лежит в сфере прямых интересов страны как в отношении внутренних операций, так и на мировой арене. Положительное влияние, полученное в результате, может сказаться и на бизнесе. В частности, речь может идти о создании конкурентной среды, введении понятных и прозрачных механизмов определения цен при проведении операций со связанными лицами и т. д.
При этом необходимо, чтобы принятый закон полностью был основан на рекомендациях ОЭСР и на лучших примерах международной практики. Изобретать велосипед вовсе не требуется: Украине нужно просто позаимствовать модель, которая уже успешно работает на протяжении десятилетий в развитых странах.
Крайне важно, чтобы у компаний была возможность приспособиться к новым правилам во время «льготного периода», поскольку вступление в силу законодательства в сфере трансфертного ценообразования даже в наиболее оптимистичной формулировке будет очень болезненным. Компаниям впервые придется делать производить следующие действия:
· проводить анализ и мониторинг операций, подлежащих регулированию;
· разработать методику анализа ценообразования, а также проводить сравнительный анализ рынка для целей документирования;
· подготавливать и предоставлять дополнительную отчетность в налоговые органы и многое другое.
Это, в свою очередь, приведет к существенному увеличению ресурсов и трудозатрат, необходимых для выполнения требований законодательства и подготовки отчетности.
Однако применение трансфертного регулирования в текущем виде может иметь катастрофические последствия для многих предприятий. Установление государственного регулирования цен может привести к абсолютной неконкурентоспособности украинского бизнеса на мировом рынке.
Виктория Чорновол, партнер, руководитель налогово-юридического департамента компании «Делойт» в Украине
Владимир Юмашев, директор налогово-юридического департамента компании «Делойт»
в Украине
Справка:
Название «Делойт» относится одной или более юридических лиц, входящих в сеть «Делойт Туш Томацу Лимитед», частной компании, ответственность участников которой ограничена предоставленными ими гарантиями, зарегистрированной в соответствии с законодательством Великобритании, причем каждая из таких юридических лиц является самостоятельным и независимым юридическим лицом. Подробное описание юридической структуры «Делойт Туш Томацу Лимитед» и юридических лиц, входящих в ее сеть, представлен на сайте. Детальная информация о деятельности «Делойт» в Украине на сайте. «Делойт» предоставляет услуги в области аудита, налогообложения, консалтинга, корпоративных финансов, управления рисками, управленческого и финансового консультирования и консультирования в сфере права государственным и частным компаниям, работающим в различных отраслях промышленности. «Делойт» - международная сеть компаний, которые используют свои обширные отраслевые знания и многолетний опыт практической работы в процессе предоставления услуг клиентам из любых сфер деятельности в более чем 150 странах мира. 200 тыс. специалистов компании «Делойт» по всему миру привержены идеям достижения совершенства в предоставлении профессиональных услуг своим клиентам.
Для пошуку виробників і дистриб'юторів, експортерів і імпортерів товарів і послуг в Україні і за кордоном - скористайтеся базою даних компаній "КОМПАСС Україна": Безкоштовна версія www.demo.kompass.ua