Уменьшение емкости рынка мороженого в прошлых годах можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, неразвитостью каналов дистрибуции продукции. По словам Сергея Гомоненко, директора по маркетингу компании «Луганскхолод», крупные предприятия просто не успевают заполнять каналы сбыта, оставшиеся вакантными после ухода с рынка мелких производителей.
Вторая причина сокращения внутреннего производства — введение запрета на ввоз молочной и мясной продукции из Украины на российский рынок в 2005 году. А до этого Украина контролировала 60% экспорта мороженого в РФ.
Третья причина — насыщенность внутреннего рынка. По словам Елены Семеновой-Столбченко, любители мороженого в последние годы не увеличивают объемы потребления мороженого.
Что год нынешний нам приготовил
Этот год можно назвать удачным для производителей сладкой прохлады. В первую очередь, из-за рано установившейся в нынешнем году жаркой погоды и высокой температуры воздуха в летние месяцы.
Поэтому впервые за последние несколько лет рынок мороженого демонстрирует положительную динамику. Так, в компании «Луганскхолод» утверждают, что производство мороженого за период январь-март увеличилось на 26,5% по сравнению с прошлым годом. Если жаркая погода сохранится до конца лета, то отечественные мороженщики планируют выйти на среднегодовой показатель роста в 15-20%. По крайней мере объемы производства большинство крупнейших производителей уже нарастили. Но рост объемов продаж также вырастет за счет улучшения работы системы сбыта.
Кто контролирует рынок
Рынок мороженого переживает процесс консолидации. Ежегодно из него уходят порядка 10 мелких региональных производителей. Если 10 лет назад существовало более 150 предприятий, то в 2004 году осталось только 60, в 2005-м — 50, а в 2006-м — 40. По мнению операторов рынка, подобная тенденция сохранится еще несколько лет.
По данным Сергея Гомоненко, порядка 72% рынка занимает первая десятка крупных предприятий, основными из которых по объему производства считаются компании «Ласунка», «Геркулес», Житомирский маслозавод, «Луганскхолод», «Троянда», «Ласка». Вторая десятка — еще 20%. Оставшиеся 20 компаний, как правило регионального значения, работают только летом и занимают не более 8% рынка.
Непоколебимый вафельный стакан
В структуре ассортимента выпускаемой украинскими мороженщиками продукции за последние несколько лет существенных изменений не произошло. Не планируются они и этим летом.
Производство мороженого в стаканчике занимает первое место у всех отечественных производителей, поскольку этот продукт доступен для широкого круга потребителей. «Чтобы постепенно забрать под свой контроль этот сегмент рынка мороженого у мелких производителей, крупные мороженщики работают не то что с минимальной рентабельностью, но даже себе в убыток, выпуская этот непобедимый стакан», — рассказывают в компании «Ласунка».
Мороженое по-семейному
Еще одной тенденцией последних лет становится увеличение спроса на так называемое «семейное» мороженое. По словам Сергея Гомоненко, в зимний период соотношение «семейного» и порционного мороженого составляет 50% на 50%. Хотя еще два года назад порционное мороженое занимало 70% в зимний период, а летом 2006 года — только 14%. В нынешнем году участники рынка прогнозируют рост этого сегмента до 20%.
Главной причиной, влияющей на рост потребления семейного мороженого, является рост роли супермаркетов как канала продажи холодного лакомства.
Мороженое премиального сегмента, в основном, — импорт. Отечественный производитель в нем практически не представлен.
Лидерами премиум-сегмента мороженого являются международные бренды: Nestle, Sholler, Mars, «Баскин-Робинс».
По мнению экспертов, этот сегмент является достаточно перспективным, однако отечественным производителям, пожелавшим закрепиться в нем, придется вложить значительные средства в его развитие.
Источник: gazeta.delo.ua